На сайте сегодня были:
Самые популярные темы форума:
Лидер сообщений на форуме:
Топ репутации пользователей:
|
ФорумФорум
Бог
| |
Ёжик |
Дата: Четверг, 09 Ноябрь 12, 16.53.28 | Сообщение # 1 |
Мисс Конгениальность
Группа: Глобальные модераторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline |
Бог(произносится [бох], не [бок][3][4]) — «в религиях мира Высшее, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединённых принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и космосу в целом, его диалогическое самораскрытие в актах откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития — представления первобытных народов о силах, действие которых по-разному локализуется на панораме мирового целого» (Большая Российская Энциклопедия).[5] По другому распространённому определению, бог — «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения»[6]. Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог — «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания».[7][8] Таким образом, Бог в религии наделён чертами идеального, высшего существа, в некоторых концепциях он является творцом мира. Учитывая крайнюю сложность и многообразие понятия Бога, следует иметь в виду трудность его общего определения: «Весьма трудно и, быть может, невозможно дать такое определение слову „Бог“, которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как „сверхчеловеческое или сверхприродное существо, которое управляет миром“, это будет некорректно. Слово „сверхчеловеческое“ неприменимо к почитанию обожествлённых римских императоров, „сверхприродное“ — к отождествлению Бога с Природой у Спинозы, а глагол „управляет“ — к точке зрения Эпикура и его школы, согласно которой боги не влияют на жизнь людей».[9] Термин «Бог» не является научным понятием для обозначения какого либо материального объекта или явления. Этимология Русское слово «бог» имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому baga- и санскритскому bhagas [10]. Весьма распространённое в науке мнение о заимствовании славянского слова из иранских языков не является общепризнанным. В частности, Фасмер не считает гипотезу о заимствовании убедительной[11]. Введение В большинстве религий — личностное существо (в христианстве един в трёх лицах, Троица), однако в некоторых религиозных учениях (имперсонализм) Бог безличен. Конкретные качества Бога или богов различаются в различных религиях. Культурно-исторически оформленное представление о богах или Боге — центральное понятие в религиях, а люди, разделяющие те или иные религиозные взгляды, — называются верующими или исповедующими данную религию. Представление о множестве богов называется политеизмом. В этом случае бог — любой из множества могущественных надприродных существ (в этом случае слово пишется со строчной буквы). Политеистические религии были особенно распространены на ранней стадии развития человеческой цивилизации (язычество), например в Древней Греции и Древнем Риме. Политеистической является также древнеславянская мифология. Политеистические верования присутствуют в индуизме. Представление о едином универсальном вездесущем и всемогущем Боге (с прописной буквы) называется монотеизмом. Примерами монотеистических религий являются христианство, ислам и иудаизм. Представление о Боге такие религии, как правило, формируют путём истолкования исходящего от Бога Священного писания. В монотеистических религиях Бог — центральная фигура, всемогущая высшая личность, Творец, создавший мир и всё живое в нём. Отображая концепцию абсолюта, считается вечным, бессмертным, вездесущим, всезнающим и т. д. Он есть абсолютное добро и любовь. Бог — самобытен, вечен, непознаваем. Существуют религии, фактически не использующие понятие Бога, например, буддизм и джайнизм. Существуют религиозные системы, признающие существование Бога в той или иной форме, но отрицающие его власть или же собственно монотеистическую концепцию — богоборцы, некоторые сатанисты, неоязычники и т. п. Отрицание существования Бога называется атеизмом, а люди, разделяющие эту точку зрения — атеистами. Существуют мировоззренческие системы, отрицающие существование Бога, но утверждающие его необходимость — богоискательство, богостроительство. С другой, трансрелигиозной позиции, Бог — персонализация Закона «возлюби», действующего во всех возможных вариантах измерений пространства, времени и информации, нарушение которого приводит к различного рода страданиям. Имена, атрибуты и сущности Имена Бога — обозначения в языках мира представлений о сущности и отдельных качествах Бога. Демиург — Бог создающий, Творец, Создатель, Отец Бог-творец «Сотворение Адама», фреска в Сикстинской капелле работы Микеланджело. Присутствует в единобожии и язычестве как сущность, сотворившая окружающий мир в начале времён. В более широком смысле, как начало и конец существования чего бы то ни было, Бог, творящий бесконечно. В иудаизме и христианстве — это Бог-творец Иегова. Бог единый В монотеистических религиях один из важнейших атрибутов Бога, указывающий не только на его безграничность, но и на цельность, где каждый внутренний элемент подобен единому Богу.
Всё замкнуто в себе, И видит лишь себя. На 360 вокруг лишь только зеркала. |
|
| |
Ёжик |
Дата: Четверг, 09 Ноябрь 12, 16.56.52 | Сообщение # 2 |
Мисс Конгениальность
Группа: Глобальные модераторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline |
Авраамические религии В авраамических религиях — иудаизме, христианстве, и исламе — присутствует идея Единого Бога. Единобожие также присутствует в зороастризме, а одной из первых монотеистических доктрин была, по всей вероятности, религия Эхнатона в Древнем Египте. Монотеистические тенденции находят и в политеистических в целом религиях. На основании различных свидетельств, среди историков иногда употребляется термин «неопределённый монотеизм». Древнегреческий философ Анаксимандр описывал «Апейрон» (неопределённое), из которого произошло всё сущее. Согласно представлениям Библии, культ единого Бога встречался не только у евреев. Так, Авраама встретил ханаанский царь Салима Мелхиседек — священник Бога вышнего; пророка Иону охотно послушались все жители языческого города Ниневии и покаялись перед единым Богом, а пророк Илия нашёл понимание у вдовицы из Сарепты Сидонской. Апостол Павел нашёл в Афинах жертвенник, посвящённый неведомому Богу и расценил это как проявление стремления язычников-горожан к истинному богопочитанию. В истории мифологий Бог имеет несколько визуальных представлений, за исключением иудаизма и ислама, где существует запрет на создание изображений Бога. Идея единого Бога постепенно получила широкое распространение по всему миру. Существует мнение,[кто?] что политеизм (многобожие) постепенно сменялся монотеизмом (единобожием).Так человек развивал свои универсальные представления о непознаваемом. Впрочем, есть и противоположное мнение, что изначальный монотеизм, который Адам и Ева, считающиеся в авраамических религиях прародителями всего человечества, передали своим детям, постепенно перерос в политеизм, и лишь некоторые группы или личности сохраняли монотеистический взгляд о боге. Тем не менее, различные монотеистические религии расходятся в определении понятия Бога. Иудаизм * см.также 72 имени Бога В отличие от языческих религий древности, состоявших большей частью в идолопоклонстве и политеизме — то есть поклонению «могучим» сущностям, «волшебным» предметам и многим богам, иудаизм основывается на идее единого Творца, создавшего мир. Впоследствии древнееврейские тексты Торы, Писаний и Пророков были обобщены и канонизированы в виде Танаха. Христианская концепция Бога Христианская концепция Бога основана на Новом Завете, предании (слова, переданные другими учениками Христа, слова, не записанные апостолами и т. д.) и Ветхом Завете. Догматическая и вероучебная основы отдавались Новому Завету и преданию (как живому опыту общения, которое было отчасти проверкой Нового Завета). Бог во всех основных христианских течениях имеет три ипостаси: (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) и единую Божественную сущность. Христианское учение разделяет внутренние соотношения межу ипостасями Бога и икономию (принцип действия) по отношению к миру. Бог Отец предвечно рождает Сына, Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Оба этих «процесса» не стоит никоим образом пытаться осмыслить в рамках плотского рождения или энергетического исхождения. Этими терминами Святые Отцы обозначили в первую очередь различие, а не описание процесса. До XII века Христианская Церковь имела одно представление о Боге, но, после разделения на Католическую и Православную, Католическая утвердила и исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына. Согласно доктрине христианства, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной). Бог является источником бытия. Бытие Бога непостижимо с рациональной точки зрения, путём логического доказательства. Бога нельзя описать никакой формальной системой.[источник не указан 178 дней] Бог открывает себя верующему в Священном Писании, через Святого Духа в мистическом опыте, через внутреннюю работу и духовное единение с Ним. Кроме того, Бог познаваем по своим творениям.[12] Одна из ипостасей христианского Бога — предшествующий всему Дух, от которого всё пошло. Сотворив мир, Бог населил его людьми. Первыми людьми были Адам и Ева, от них произошёл род людской. В теистических концепциях Бога, Он принимает деятельное участие в истории человечества, посылая пророков и участвуя в делах земных непосредственно: уничтожение Содома и Гоморры, Великий Потоп и т. д. В деистических концепциях Бог является лишь первопричиной движения в мире, который, как совершенный механизм, начинает самостоятельно двигаться по предписанным законам. Бог в христианстве остаётся таинственным и непостижимым существом. Тем не менее, в Новом Завете даётся одно конкретное определение Бога: «Бог — есть любовь». Это указание и на всесовершенную трёхипостасную природу Бога[источник не указан 178 дней], и на Его отношение к сотворённому миру. Ключевым понятием христианской религии также является спасение, согласно которому каждый живущий человек получает благодать (благой дар, милость) от Бога — шанс на возвращение не только в начальное, безгрешное и бессмертное состояние, но и на причастие Божественному естеству (принятие человеком от Бога Его характера, человек становится подобным Богу по благодати).[13][14][15][16][17][18] Согласно христианским воззрениям, для осуществления этого Бог послал на землю своего единородного сына, ставшего во времени человеком Иисусом Христом (Иисус из Назарета), и при этом не переставшего быть Богом. Как Бог, Иисус естественно безгрешен. Он был распят, тем самым искупив вину человека, и чудесным образом воскрес. Христиане верят, что только через Иисуса Христа человек может вновь воссоединиться с Богом. Христос утверждал, что все люди (верующие, живущие по законам Бога) суть сыны Божии, отсюда широко распространилась идея всеобщего братства от Единого Отца.[источник не указан 178 дней] Согласно христианской доктрине, Вселенная, которую создал Бог, была отдана в распоряжение человеку, обладающему свободой выбора (свободной волей). Но человек был соблазнён Сатаной сделать свой выбор против Бога. В результате чего был отделён от Бога. Так, в христианской религии появляется понятие грехопадения. Согласно христианской вере, через человека в мир вошёл грех, а через него смерть. Именно этим объясняются многочисленные страдания людей — болезни, голод, войны, насилие, старость и, в итоге, смерть (и вечная смерть). Столь же немаловажным понятием христианской религии является вера. Согласно фидеизму, существование Бога, который, согласно Библии, неоднократно являлся людям в прошлые времена, невозможно доказать, равно как и опровергнуть, логически или математически, так как, по определению, Бог выше мира и, в частности, логики и математики. Но человек способен не только верить в Бога, но и жить с Ним в сердце своём (в душе своей). Вера — качество, которое христиане считают одним из самых важных, на вере основаны все остальные христианские добродетели (качества, признаваемые благими). Поэтому христианство учит, что Бог только временно не открывает себя в полноте, чтобы не нарушить своим присутствием свободу воли разумных людей.[19] Бог ждёт от людей трудного, но сознательного, выбора, и не хочет своим величием превращать людей в запуганных «роботов», послушно (по принуждению) выполняющих Его повеления. И только в Судный день Бог откроется людям во всём своём могуществе. [править] Понимание Бога в различных христианских деноминациях Основные христианские деноминации (католицизм, православие, протестантизм; далее по тексту деноминации указаны в алфавитном порядке) сходятся в общих вопросах в понимании Бога. Расхождения имеются во второстепенных вопросах, к примеру о роли Бога в принятии решений человеком (свобода воли против предопределения). Понимание Бога в католицизме Принципы признаваемые католичеством закреплены в Символе веры и Священном Предании (доктрине Отцов и Учителей церкви). Понимание Бога в православии Православная энциклопедия (2002): «Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом исследования могут являться лишь эпифеномены Откровения, но не Сам Бог. <...> Лишь Церковь является истинной хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения, данного ей Господом.»[20][21] Основным мотивом действий Бога по отношению к человеку православие называет любовь. Даже Правда Божья растворяется в его любви. Православию чужда любая кармическая философия или католическое понимание наказания. Ведь там где есть юридическая справедливость — там нет любви. Согласно православным канонам, Бог любит и милует каждого, желая, чтобы каждый пришёл в Царство Божье. Бог никого не награждает и не наказывает, а всё делает для спасения человека, но человек сам по своей воле отворачивается от Бога. Православие также не приемлет антропоморфизированного понимания всемогущества и любых иных описаний Бога, вне любви. Жертва Христова — эта жертва любви Бога к людям. По словам святого Григория Богослова, крест есть жертва благоприятная, «он не плата и не выкуп Богу. Крест необходим не для утоления Божией Правды, но для оживления человеческой природы, поражённой грехом и смертью. Человек, умирая во Христе, получает от Него новую жизнь, подлинную и вечную. Во Христе смерть побеждена смертью, и в этом — тайна Креста: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1;23). Победив смерть, Христос лишил дьявола его главного оружия. Понимание Бога в протестантизме Различные направления протестантизма отрицают Священное предание и исходят из допустимости самостоятельной интерпретации Священного писания. Представители православной и католической христианских деноминаций считают это неверным взглядом на пути понимания Бога. В свою очередь представители протестантских деноминаций христианства считают неверным взглядом доверять в вопросе о понимании Бога кому либо из людей, отдаваясь в этом вопросе духовного поиска лично Богу, считая что Святой Дух способен их направить в их поиске. Стоит заметить всё же, что протестантизм откинул не все установления католичества (откуда и появился протестантизм в результате Реформации), и хотя отрицает важность Предания, тем не менее такие вопросы как канон Писания или догмат о Троице рассматривает как аксиому, считая это истиной де-факто. Потому мы не можем говорить об отсутствии влияния Предания на взгляды о Боге у протестантов. Понимание Бога в некоторых христианских течениях протестантизма Свидетели Иеговы По верованиям Свидетелей Иеговы, Бог (Бог-Отец, личное имя - Иегова(Исход глава 15 стих 3)) выступает как единственная всемогущая личность, обладающая безграничными возможностями и независимая от кого-либо. Бог не является частью Троицы. Иисус Христос выступает как божественное существо (могущественный дух, ангел), который участвовал в создании всего видимого и невидимого как помощник. Пятидесятники-унитариане Пятидесятники-унитариане (в том числе Объединённая Международная Пятидесятническая Церковь)[22] — крестят только во имя Иисуса Христа и молятся только Ему одному как Богу. Церковь Объединения Церковь Объединения — сущность Бога согласно учению церкви дуальна, а не единична как в христианстве, и в нём присутствуют как мужские так и женские аспекты. Иисус Христос выступает как сын Бога, Мессия. Христадельфиане Христадельфиане верят в существования одного Бога, который является источником жизни и контролирует происходящее в мире. Они верят, что Иисус Христос является обетованным еврейским Мессией и Сыном Божиим, который не соравен Богу Отцу и существовал до Своего рождения только в замысле Бога. Бог воскресил Иисуса на третий день после его распятия на кресте и даровал Ему бессмертие.[23] Ислам Аллах, что по-арабски означает Бог, является уникальным термином, не имеющим ни рода, ни множественного числа. Этот термин является указанием на исламскую концепцию единого Бога, отличающегося от всех его творений. Для мусульманина, Аллах является Всемогущим Творцом и Вседержителем всех миров, который не является подобным чему бы то ни было и с которым ничто не может сравниться. :"1. Скажи: «Он — Аллах, Единый, 2. Аллах Самодостаточный. 3. Не рождал и не был рождён, 4. и нет никого, равного Ему».". («Аль-Ихлас» («Искренность» или «Очищение (веры)»)), 1-4) Ислам не допускает приписывания Аллаху каких-либо человеческих свойств и атрибутов. Идеи, что Бог отдыхал на седьмой день творения, что Бог боролся с одним из своих воинов, что Бог строит какие-то козни против людей или что он воплощается в какие бы то ни было человеческие существа, с точки зрения ислама являются богохульными.[источник не указан 178 дней] Однако существуют 99 имён Аллаха, в которых подчёркиваются различные стороны Его сущности, нередко схожие с чувствами и качествами человека, заложенными Им в него.
Всё замкнуто в себе, И видит лишь себя. На 360 вокруг лишь только зеркала. |
|
| |
Ёжик |
Дата: Четверг, 09 Ноябрь 12, 16.58.01 | Сообщение # 3 |
Мисс Конгениальность
Группа: Глобальные модераторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline |
Дхармические религии Индуизм Санскритское слово ишвара (īśvara?) наиболее часто используется в индуизме для обозначения Единого Личностного Бога. Ишвару не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, которых называют девы. В Ведах говорится что общее число девов составляет 33 млн. Девы в индуизме — это небесные существа, ангелы и полубоги, которые превосходят по могуществу людей и поэтому почитаются. Слово «дева» родственно латинскому deus «бог». В индуистской философской школе веданта также существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Последователи двух самых многочисленных направлений в индуизме — вайшнавизма (приблизительно 70 % от общего числа индусов) и шиваизма, верят в то, что Ишвара и Брахман соответственно являются личным и безличным аспектами Единого Бога, изначальной верховной ипостасью которого в вайшнавизме выступают Вишну или Кришна, а в шиваизме — Шива. Бог в Своей личностной форме как Вишну и Его аватары, или же как Шива, обладает безграничным количеством всецело духовных качеств. Сикхизм Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишён ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения, Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворён и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде — как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения. Буддизм Позиция буддизма о существовании Бога трактуется неоднозначно. С одной стороны, Будда (Гаутама Сиддхартха) отрицал существование Творца.[24] В палийском каноне говорится, что не Бог творил мир, но мир есть череда «пустых» и обусловленных явлений. В каноне Махаяны, вера в Бога описана как ошибка родившихся в начале космического цикла, и обнаруживших Брахму (первого родившегося в этом, последнего умершего в предыдущем цикле). «Он был всегда! Он нас создал!» В сутрах можно найти отрицание Буддой всепроникающего сознания Бога, что отличает буддизм от адвайта-веданты, философской системы, сходной с буддизмом. С другой стороны, в древней индийской философии, категориями которой пользовался ранний буддизм, признание существования Абсолюта было признанием существования не Абсолюта-личности, а Брахмана в пантеистическом понимании, который содержит в себе весь мир со всеми его радостями и горестями. Отрицание Абсолюта могло диктоваться желанием отмежеваться от неизбежности мира самсары[25]. В буддизме махаяны уже в начале новой эры сложилось учение о Будде как космической истинной реальности — трикая. Махаяна видела в Будде прежде всего его божественную природу и развивала идею о «космическом теле», или «теле Закона» Будды (Дхармакая) — божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ. «Космическое тело» Будды и есть та самая Истинная Реальность, которая пронизывает всё на свете и является истинной природой каждой вещи и каждого живого существа.[26] В итоге сформировалась важнейшая для буддизма махаяны концепция сначала о двух, а потом о трёх телах Будды (Трикая): «приобретённое тело» (нирманакая) — видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения; «тело блаженства» (самбхогакая) — отражение «космического тела» Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам; и «тело Закона» (Дхармакая) — универсум, вечный Закон, нирвана и подлинно реальный Будда, идентичный Абсолюту и единый со всеми существами.[27] В X веке была предпринята попытка представить весь пантеон позднейшего буддизма в виде, своего рода, теологической схемы. Вселенная и все духовные существа рассматривались как исходящие из изначального самосущего существа, названного Ади-Будда. Силой мысли (дхьяна) он сотворил пять дхьяни-будд, в том числе Вайрочану и Амитабху, а также пять дхьяни-бодхисаттв, включая Самантабхадру и Авалокитешвару. Им соответствуют пять человеческих будд, или манушья-будд, включая Гаутаму, трёх предшествовавших ему земных будд и грядущего будду Майтрейю. Эта схема, которая появляется в тантрической литературе, получила широкую известность в Тибете и Непале, но явно менее популярна в других странах. В Китае и Японии «доктрины трёх тел Будды» оказалось достаточно, чтобы гармонизировать пантеон.[28] Кроме того, разные философские течения буддизма по-разному рассматривают вопрос существования Бога. Мадхъямака однозначно исключает такую возможность. Йогачара говорит о существовании Единого Сознания (алая-виджняна), но в этой концепции Бог — безличная природа. Философия татхагатагарбхи даёт трактование, приближающее к монистическому пониманию Бога. Известный буддолог Торчинов отмечает, что татхагатагарбха есть не что иное, как синоним абсолютной реальности, понимаемой в качестве единого, или абсолютного, Ума (экачитта), порождающего как сансару, так и нирвану и являющегося субстратом и того, и другого. И именно этот Ум (татхагатагарбха как вместилище) присутствует в существах, как их природа в качестве ростка состояния Будды (татхагатагарбха как зародыш). Принципиальными атрибутами этого Ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха). Эти атрибуты прямо противоположны фундаментальным качествам самсары, как их определял ранний буддизм: непостоянство (анитья), страдание (духкха), бессущностность или бессамостность (анатма) и загрязнённость (ашубха).[29]
Всё замкнуто в себе, И видит лишь себя. На 360 вокруг лишь только зеркала. |
|
| |
Ёжик |
Дата: Четверг, 09 Ноябрь 12, 17.00.59 | Сообщение # 4 |
Мисс Конгениальность
Группа: Глобальные модераторы
Сообщений: 2013
Статус: Offline |
Политеизм Религии Древнего Египта В Древнем Египте не существовало одной общей религии, но большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические. Сменившим египетскую религию христианством, она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии. Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская религия насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определённых местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему. Древняя Греция и Рим Религия древних греков — многобожие, их пантеон насчитывал несколько сот божеств, олицетворявших силы природы и небесные светила. Славянское язычество Традиционное язычество славян включало развитый пантеон божеств, некоторые из которых имеют ещё индоевропейские корни. Термин бог является общеславянским, но заимствован в праславянский ещё в древности из иранских языков (bhaga). Соответствием латинского deus, греческого theos, авестийского daevo 'демон' в славянских языках является Див, фигурирующий, в частности, в Слове о полку Игореве. Количество богов определить довольно сложно, одно и то же божество могло иметь несколько имён. Дажбог и Перун — одни из самых главных славянских богов. Другие языческие представления о богах Некоторые современные религии также являются политеистическими, признавая сразу несколько богов, например синтоизм. Атеизм, материализм В атеизме нет единого мнения о процессе возникновения идеи бога, но само существование бога всячески отрицается. Согласно одной из точек зрения, понятие «бог» развивалось с развитием общества. На ранних этапах развития религии, единого Бога ещё не существовало (анимизм, тотемизм, фетишизм). Сама потребность в идее бога предположительно возникла под влиянием страха человека перед непонятными ему силами природы. Поэтому «бог» — субъективное отображение человеком реальности через призму страха перед неизвестным. Главным аспектом материализма является вера в первичность материального перед нематериальным. Так как бог относится к нематериальным сущностям и из материальных сущностей никак не выводится, то обычно его существование отрицается, как и в случае атеизма. Так или иначе, если главная идея атеизма как раз и заключается в отрицании существования бога, то материализм — гораздо более широкая концепция. Поскольку на данный момент научное познание является основополагающим в развитых странах, то особый интерес представляет мнение учёного сообщества по вопросу существования бога и целесообразности веры в него. Ввиду очевидной ненаучности по Попперу любой религиозной теории, в научных кругах преобладает атеистическая точка зрения, хотя существуют попытки определить божественную сущность и рациональность веры с позиций научного метода, например, знаменитое Пари Паскаля. Агностицизм Агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения существование бога. Согласно одной из точек зрения, термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто полагает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу. Другие представления Рациональная теология Одна из важнейших проблем теологии — определение границ и пределов познания Бога. С древнейших времён существует понимание, относящее представления о Боге к высшему разуму, не обязательно управляющему всеми мировыми процессами. В этом ряду стоят древнекитайское понятие о Дао, древнегреческое о Нусе. В XX веке представление о высшем разуме иногда связывалось с представлениями о высших цивилизациях.[источник не указан 178 дней] В истории философии неоднократно предпринимались попытки доказать бытие Бога. В современных религиях, господствующей является точка зрения, что существование Бога является предметом веры, религиозно-мистического и философского познания и находится за рамками [технической] науки. Определение Бога, данное Спинозой, положило начало рациональной религии Нового времени, исходящей из того, что Бог полностью познаваем разумом. Спиноза писал: «под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность»[30]. Бог Спинозы полностью лишён «аффектов», а проще говоря, эмоций. С точки зрения Спинозы, чем рациональнее, тем ближе к Богу. Рационалистический агностицизм Канта принимает только знание, полученное с помощью человеческой рациональности. Идея Бога в трансгуманизме С точки зрения трансгуманистов, благодаря научно-техническому прогрессу, каждый человек в будущем может стать постчеловеком, обладающим многими атрибутами Бога. Концепция Тейяра де Шардена Бог есть предел развития всех живых цивилизаций — самая сложная сущность мира («точка Омега»). [править] Триединство духовных начал Триединство духовного начала нашло отражение в религии Индии в трёх гунах: раджас, тамас и саттва. Две противоположные и неразрывные силы — это активное (раджас) и пассивное (тамас) начала, где сила/энергия истекает из активного и вбирается и перерабатывается творческим пассивным началом, а саттва — третье, нейтральное начало, часто обозначаемое как мудрость. Представления о Боге в движении нью-эйдж По представлениям нью-эйдж Бог — проявление внутреннего опыта «Я», основанное на переживании единства со Всем во Вселенной. Основные критерии познания божественного — самая высокая мысль, самое ясное слово, самое великое чувство. Радость. Истина. Любовь. Отличие от других религиозных концепций заключается в том, что Богиня/Бог — (всё что существует) по определению ни в чём не нуждается и ничего не требует. Слово «Бог» иногда ставится синонимом слов «жизнь» — «свобода» — «любовь». Каждый человек, являясь уникальной частью триединого (тело-разум-душа) Божественного проявления на Земле, обладает свободой выбора, выбирая, кем он является и кем хочет быть с помощью трёх инструментов создания: Мысли — Слова — Действия. Основной принцип последователей Новой Эры — «Мы все одно» — подразумевает единство всех людей в мире. Переживание единства можно пережить с помощью различных техник, таких например как медитация, випассана, Холотропное дыхание и других... Распространённость веры в Бога Статистика веры в Бога по странам западной Европы По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.
Всё замкнуто в себе, И видит лишь себя. На 360 вокруг лишь только зеркала. |
|
| |
|