В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой — сам факт суицида осуждается как грех и даже преступление. Философ Николай Бердяев писал, что «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству». Кто и отчего решается на этот страшный шаг? Как можно остановить руку, посягнувшую на самое священное из всего, чем владеет человек, — его собственную жизнь? Попробуем разобраться…
Этот черный белый свет
САМОУБИЙСТВО совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения. В жизни человека бывают опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если ему удастся вырваться из нее, он спасен. Вот почему в такие минуты так важны понимание и помощь. Спасти может вовремя сказанное слово, даже взгляд, дающий страдальцу возможность почувствовать, что он не один на белом свете, пусть этот свет и стал на некоторое время черным. Может быть, стоит еще раз к нему присмотреться: а все ли так темно вокруг, а не мелькает ли впереди лучик надежды? Психология самоубийства есть психология замыкания человека в самом себе, в своей собственной тьме.
Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви или несложившейся семейной жизни; убивают от бессилия и позора, бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и страха; мучительных страданий. Самоубийство может быть совершено и от бессилия, и от избытка сил. Его психология так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя, боясь… умереть! Зарегистрированы случаи добровольного ухода из жизни из-за опасения заразиться холерой! В этом случае превалировало желание прекратить невыносимое чувство страха, которое, как выяснилось, страшнее самой смерти. Самоубийство может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию.
Самоубийство — это слабость духа
САМОУБИЙЦА — человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает лишь о себе и не думает о ближних. Правда, бывают случаи, когда человек решается уйти из жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это особый случай самоубийства, не основанный на эгоизме, он вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые уходили из жизни, чтобы дать место другим, пусть даже своим соперникам. Но чем бы ни была вызвана добровольная смерть, какие бы мотивы ни подтолкнули к этому решению — она всегда является трагедией для близких.
Кому-то может показаться, что самоубийство — это проявление силы духа. Действительно, чтобы прервать собственную жизнь, нужна безумная решительность. Но на самом-то деле самоубийство вовсе не проявление силы человеческой личности. Оно совершается нечеловеческой силой, которая за человека совершает этот чудовищный поступок. Верующие считают, что самоубийство есть малодушие, отказ проявить духовную выдержку и устоять в посланном свыше испытании, измена жизни и ее Творцу. В основе психологии самоубийцы — обида. Обида на жизнь, на других людей, на весь мир.
Люди аскетического типа, напряженной духовной жизни, обращенные к Богу, никогда не кончают жизнь самоубийством. Самоубийца считает себя единственным хозяином своей жизни и своей смерти, он не хочет знать Того, Кто создал жизнь и от Кого зависит смерть. «Моя жизнь — только моя, я имею абсолютное право собственности на нее» — так думает потенциальный самоубийца. Но это ложное и поверхностное суждение. Ведь разрушением своей жизни он разрушает жизнь своих близких, друзей. А если смотреть более масштабно — то и своего народа, общества, наконец, всего мира, частичкой которого он является.
Причины ухода
ПОЧЕМУ же люди сводят концы с жизнью? Есть несколько теорий. Одна концепция исходит из предположения, что все самоубийцы душевно больны, а все суицидальные действия — проявления острых и хронических психических расстройств. Согласно другой версии, выдвинутой Зигмундом Фрейдом, самоубийства — это либо проявление инстинкта смерти, который может выражаться как в агрессии против других, так и в агрессии против самого себя, либо — форма любовного влечения, словно совершающие самоубийство надеются, что после смерти воссоединятся с любимым человеком, или же уповают на то, что, умерев, обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни.
А может быть, все проще — как писал физиолог И. П. Павлов: «Огромное жизненное значение имеет «рефлекс цели», он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас… Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель, поэтому мы читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна». Получается, что основная причина самоубийства — утрата смысла жизни.
Очень часто кончают с жизнью те, кому еще жить бы да жить, — совсем юные, еще не понявшие, что другой попытки пожить «набело» Господь нам не даст и необходимо ценить и беречь ту жизнь, что есть. Ценить, даже если вот этот, конкретный ее момент совсем не так хорош, как хотелось бы.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза.
Покушаются на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. Там часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия, к детям относятся недоброжелательно и даже враждебно. Особенно высок риск самоубийства среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.
Но чем бы ни была вызвана попытка самоубийства — это всегда крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: чуть-чуть побудет мертвым, а потом снова станет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды и они снова заживут в мире и согласии.
Восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решился умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали — очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, — говорит мальчик, — иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил — не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим — будешь знать». — «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, умереть? Что потом будет?» — «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». — «Когда?» — «Когда смерть кончится». По счастью, эту невинную душу вынуть из петли успели. А скольких спасать уже поздно? Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что своим безобразным криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Ты всерьез?
ЕСЛИ человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков. Готовящийся совершить самоубийство часто рассказывает о своем душевном состоянии.
1. Он может прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
5. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
6. Демонстрировать радикальные перемены в поведении — есть или спать слишком мало или слишком много; стать неряшливым; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
7. Проявлять признаки беспомощности и безнадежности.
8. Человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован, не имеет друзей, чувствует себя отверженным.
9. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм).
10. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
11. Предпринимал раньше попытки суицида.
12. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
13. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, расставание с любимым человеком).
14. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность человека к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство. В состоянии душевного кризиса любому из нас прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств. Если уже имеется конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш визави о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто человек бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто человек может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве — будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание, что его судьба вам не безразлична, что вы готовы ему помочь, даст ему эмоциональную опору. И никогда не пренебрегайте людьми, способными оказать влияние на страдающего — друзья, семья, врачи, священники, и т.д. — никто не будет лишним...